All about me

воскресенье, 27 октября 2013 г.

Travel with(out) children

ПУТЕШЕСТВИЯ С ДЕТЬМИ (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)

Давно хотелось написать о совместных поездках с ребенком, поделиться своим опытом и наблюдениями, тем более, что мне довольно часто задают вопросы на эту тему. Путешествие с детьми - отдых ли это в прямом понимании слова или ежедневная рутина, только со сменой географического положения? Ответ на этот вопрос лично у меня есть, но давайте об этом позже, мне бы хотелось просто вкратце описать все наши "вылазки" с Эмилем, а вывод делать уже вам, дорогие настоящие и будущие мамы (и папы, если, конечно, они это читают:)).
Итак, начну по порядку.

Эмилю почти 5 месяцев - путешествие в Москву.
Маршрут Астрахань - Москва, транспорт - автомобиль, время в пути - около 14 часов.

Главные слова, которые я могу сказать об этой поездке в целом - как же хорошо, что есть ГВ!:) Оно обеспечивает не только еду и питье малыша в дороге, но и спокойствие родителей))). Большую часть пути Эмиль просто спал, может быть в силу своего тогдашнего возраста, может быть его просто убаюкивало покачивание машины на дороге, не знаю... Просыпаясь, он получал грудь, после еды мило агукал и снова засыпал. Ангел!))). На тот момент мы еще не ввели прикорм, с собой была только водичка, а из развлекалок: самые любимые погремушки и, конечно же, я:).
Это первое и далеко не единственное наше автопутешествие с ребенком, поэтому считаю нужным сразу обозначить свою позицию относительно детского автокресла - я пребываю в твердой уверенности, что детей нужно до года возить в специальном кресле от 0 лет, в том, которое устанавливается против хода автомобиля. Ничто не убедит меня в обратном, это безопасно и точка. Отговорки типа "ему не нравится сидеть лицом в зад" и "ему скучно и ничего не видно" тут не прокатят, нравится-не нравится, а шейные позвонки малыша - хрупкая вещь, и рисковать его здоровьем я не хочу.
Все, продолжаем, отвлеклась))). Из минусов этой поездки могу назвать один - наша машина))). На тот момент у нас была спортивная Kia Koup (купе), и, сами понимаете, задних дверей нет, а вылазить из передней вместе с малышом каждую остановку очень напрягает. К слову, мы как раз и ехали для того, чтобы купить другое авто. Да, остановки мы, конечно же, делали, ведь ребенку, так же, как и взрослому, нужно подышать воздухом и размяться. Капризы начались у Эмиля уже почти в Москве, думаю, он устал и тем более было около 9 часов вечера, самое время его ночного сна, наверное, просто хотел в кроватку:).
В Москве мы практически ежедневно ездили по разным делам, передвигались на машине, Эмиль с нами, а его титя с ним, и все было гуд!))). Обратная дорога в Астрахань была идентичной - сон/еда/сон/еда.
Главное, что я вынесла из этого путешествия - ездить с ребенком можно!:)

Москва, ноябрь 2011

Эмилю почти 10 месяцев - путешествие на Домбай.
Маршрут Астрахань - Домбай, транспорт - автомобиль, время в пути - 8 часов.

На Домбай мы отправились тогда не в первый раз, но в первый раз с Эмилем. ГВ уже было свернуто (для справки, я кормила до 8 месяцев), кушали смесь и пюрешки/соки/каши вовсю. Поэтому с собой был подготовлен и взят запас питания на все время путешествия (я взяла даже больше, чем нужно, т.к. особой надежды на магазинчики Домбая не было, это просто небольшой поселок, крупных супермаркетов с ассортиментом детского питания там нет). Было решено ехать в ночь (т.е. выезжали вечером, ночь ехали, рано утром там), чтобы по минимуму сбивать ребенку режим. Это оказалось правильным решением, Эмиль выпил в пути свою смесь и ушел в ночной сон. Утром мы заселились в квартиру, а там уже все условия, чтобы сделать кашу, разогреть пюрешки и т.п. Естественно, мы поехали на Домбай не для того, чтобы сидеть в квартире, а чтобы покататься на сноубордах:). А кататься - это значит подниматься с утра на гору и спускаться в поселок ближе к вечеру. ГВ уже нет, помним да?, соответственно, нужно  как-то кормить малыша наверху. Здесь нам на помощь пришли приятельские отношения Альберта с хозяином одного из горных кафешек. В его кафе мы постоянно останавливались, отдыхали после спуска на сноубордах, ели-пили, оставляли снаряжение. Так что договориться о том, чтобы нам разогревали Эмилькину еду, не составило труда. Было только одно НО - у них не было микроволновки, но мы вышли из положения, разогревали баночки с пюре в кастрюльке с кипящей водой. Вот такие полевые условия))). Зато сколько удовольствия! Свежий горный воздух (от которого, кстати, Эмиль ну очень много спал), вокруг снег, яркое солнце, компания друзей и даже немного глинтвейна для мамы:). Катались мы с Альбертом по-очереди, но пару раз удалось скатиться вдвоем, пока Эмиль спал, и с ним оставались друзья. Малышу были куплены солнцезащитные очки, мы мазали его кремом от загара, так же, как и себя, потому что солнце в горах очень сильное, обгореть там проще простого. Эмиль у нас отважный, вместе с нами он  поднимался на самую высшую точку Домбая, правда, уснул, когда мы еще ехали вверх на фуникулере, видимо, повлиял разреженный воздух, и на всех фотках с вершины Эмиль спит:).
Мы катались на горе каждый день, а в последний устроили небольшой пикник у горной реки в поселке. Бурлящая речка, надо сказать, Эмиля просто заворожила, он тааак на нее смотрел и удивлялся:). Домой выезжали днем, честно говоря, ничего особенного не помню про Эмилькино поведение на обратном пути, а значит, все было нормально))).
Самые незабываемые эмоции от той поездки - именно там Эмиль сделал свои первые самостоятельные шаги! Это было так трогательно, и я счастлива, что нам удалось заснять этот момент на видео, память на всю жизнь:).

Домбай, апрель 2012

Эмилю 11 месяцев - путешествие в Москву.

Думаю, вы уже поняли, что мы любим путешествовать на машине:). Мне вообще кажется, что машины - это вторая любовь Альберта, после меня, конечно))). Мы снова отправились в Москву, это был недельный отпуск, который нам захотелось провести в столице. 11-месячный Эмиль оказался очень придирчивым и капризным пассажиром. Возможно, если бы мы еще продолжали ГВ, он был бы более сговорчив, остается лишь предполагать. Одним словом, Эмиль дал нам жару, точнее мне, ведь папа был за рулем, на подъезде к Москве я была выжата, как лимон, и у меня было только одно в голове: больше я никогда и никуда с ребенком не поеду! У нас с собой была куча игрушек, книжек и прочего барахла, но все это занимало внимание малыша лишь на короткое время. Айпэд в том возрасте Эмиля практически не интересовал, он мог лишь минут 5 посмотреть на нем аквариум с рыбками. Нет, он, конечно же, спал, и хотя бы в эти моменты я отдыхала))). Когда мы прибыли, я уже просто не верила своему счастью, что, наконец, выберусь из этой коробки на колесах, и вытащу Эмиля))). И еще я с ужасом думала, что нам предстоит еще поехать назад в Астрахань...
Отдельно о питании:  у нас были баночки и смесь, а также гвоздь программы - походная газовая мини-плита, которую Альберт обычно берет с собой на рыбалку:). Когда подходило время кормить Эмиля, мы делали остановку, доставали свою плиточку, на нее кастрюльку с водой, и в кипятке нагревали банку или бутылочку. Очень даже удобно, и не надо было искать придорожные кафе, чтобы греть еду там.
В Москве мы были примерно неделю, за это время посетили вместе с сыночком много интересных мест, здесь в блоге есть несколько постов с моими впечатлениями о той поездке. Эмиля смена обстановки и города, по-моему, только радовала, мы даже побывали на юбилее друга, ресторан специально выбирали с детской игровой, и не зря, Эмиль провел там почти пол вечера. Ну а самое приятное для меня было то, что он именно с того дня рождения нашего друга стал кушать рыбу!:) До этого не воспринимал ее никак, плевался от рыбных пюрешек (они и вправду противные на вкус), а тут в ресторане заказали ему котлетку из судака на пару, так он ее проглотил в один миг, и даже съел половину от добавки! Материнское сердце растаяло))). Еще Эмиль очень оценил супчик Минестроне в Эль Патио, а вот паста из Андиамо что-то не пошла:).
Обратный путь домой был, мне кажется, как-то спокойнее, наверное, поэтому успокоилась и я, решила, совместным поездкам с дитем все же быть!:)

Москва, июнь 2012

Обед в пути)))

Эмилю 1 год 2 месяца - путешествие в Египет.

Маршрут Астрахань - Москва - Шарм-эль-Шейх, транспорт - самолет, время в пути - около 2 часов до Москвы и 4 часа до Египта.

Это было первое "самолетное" путешествие Эмиля, готовились основательно, но без фанатизма:). 2 часа до Москвы ребенок благополучно проспал, немного переживал на посадке, скорее всего закладывало ушки, хотя он сосал соску и пить из бутылочки давали, видимо, не всегда это помогает. Мы останавливались в Москве на пару дней, прежде, чем улететь отдыхать, был отличный повод - свадьба друзей.

4-часовой перелет в Египет для нас Альбертом, честно говоря, был фигней, после 9-часов полета в Тайланд, я так вообще обожаю летать, но у Эмиля такого "летного" опыта на тот момент не было, поэтому я, конечно, переживала. Полет прошел вполне нормально, для малыша у нас был заготовлен сухой паек (печеньки, бублики), вот их он и грыз, плюс еще съел овощи из наших самолетных обедов. Не могу не отметить любезность стюардесс, они по моей просьбе отводили меня куда-то за занавесочку, где был такой кран с кипятком, и я разводила Эмилю смесь. Это пригодилось только на обратном пути, т.к. ребенок в то время ел смесь только на ночь.
Теперь о Египте... Эмиль в первый раз увидел море:). Восторгу не было предела, он совершенно его не боялся, просился купаться еще и еще. После завтрака мы обычно приходили на пляж, до обеда там, потом кушали и в номер на дневной сон. Здесь особенно отмечу 2 покупки, сделанные нами в Москве до отъезда в отпуск, которые не просто пригодились, а сильно помогли! Это радионяня и детские плавки из Mothercare! :) Радионяня позволяла нам с Альбертом побыть вдвоем во время Эмилькиного дневного сна - мы включали ее и вдоволь резвились у бассика, эксцессов ни разу не случилось))). Ну а детские плавки со специальной внутренней подкладкой не пропускают детские какашки, это в море, если случится казус, пофиг, все уплывает, а в бассике извините, все на виду, так сказать))). Поэтому мы подстраховались, и, как оказалось, не зря, казусы у нас периодически происходили:). В общем, купите, нужная вещь, рекомендую.
Про питание ничего особенного выделить не могу, оллинклюзив обеспечил нам разнообразие, всегда было, из чего выбрать, всегда было, чем накормить малыша. На завтрак каша (у нас и собой была своя каша из коробки, даже два вида, кажется); в обед - супчик, каждый день новый, супы-пюре Эмиль у нас ест хорошо, я приучила:). На ужин любимое Эмилькино "мяся" (мясо), вот его египтяне умеют готовить превосходно, даже Альберт очень оценил, а он в этом деле разбирается. Ну или курица, или рыба, и всегда много свежих овощей и фруктов. Так что с питанием никаких проблем не возникло.
Что же касается самого отдыха, то он был тюленьим, мы не ездили ни на какие экскурсии, мне очень хотелось, но все интересное находится в 6-8 часах езды от Шарма, некоторые экскурсии вообще занимают 2 дня, а с маленьким ребенком особо на автобусах не разъездишься. Пару раз мы были в Наама Бэй (район Шарма), ездили туда вечерами, гуляли, ужинали в ресторанчиках... В отеле были ночные программы в амфитеатре, но на них мы тоже не ходили, у нас был свой ежевечерний ритуал - мы укладывали Эмиля и пили коктейли или вино на балконе нашего номера...романтика:). Пытались сводить ребенка на мини-диско, но скорее всего это было ему еще не возрасту, он боялся, слишком громко играла музыка и слишком ярко мигали огни. А еще Эмилька завел себе там подружку Надю, на пару лет старше его, она мило называла его Емеля, бегала за ним, отбирала игрушки и плескалась с ним в бассейне))). Кстати, как раз в бассейне Эмиль научился плавать с кругом, до этого он просто "висел" на нем, и в один прекрасный момент раз - стал часто-часто перебирать под водой ножками, и поплыл:).
Акклиматизации в Египте у него было, но по возвращении домой малыш 2 дня температурил, думаю, все же от смены климата.  Мое мнение - в этом нет ничего страшного, и необязательно, что так будет во время или после каждой поездки, например, когда мы поехали в следующее путешествие, ничего такого не случилось. Но об этом дальше...)))

Египет, сентябрь 2012

Эмиль и его подружка Надя:) Египет, сентябрь 2012

Эмилю 1 год 8 месяцев - путешествие в Мексику.
Маршрут Астрахань - Москва - Канкун, транспорт - самолет, время в пути - около 2 часов до Москвы и 13 часов до Мексики.

Да, мы решились на такой длительный перелет с маленьким ребенком!:) На самом деле долго взвешивали все За и Против, изначально вообще не планировали лететь так далеко, рассматривали несколько другие направления, но ... моим мечтам побывать в этой стране суждено было сбыться, и мы отправились в дальний путь.

Перелет до Москвы для нас троих (даже четверых, т.к. я тогда была беременна Эриком) был уже привычным делом, так что здесь рассказать особо и ничего, разве только похвалить Аэрофлот за то, что посадили нас в самый первый, широкий, ряд (уж не знаю, то ли из-за Эмиля, то ли из-за моего живота:)). Дальше нам снова несказанно повезло - третье кресло в нашем ряду оказалось свободным, и мы решили, что оно достанется Эмилю. Малыш смотрел в иллюминатор, играл заготовленными игрушками и даже немного перекусил чем-то из аэрофлотовского пайка.
Мы летели в Москву вечерним рейсом, и это было сделано специально, т.к. самолет до Мексики вылетал из того же аэропорта в 3 ночи. Надо сказать, время мы рассчитали идеально: пока получили багаж, пока переехали из одного терминала в другой, пока в комнате матери и ребенка переодели Эмиля и себя, покормили его смесью - уже было около 12 ночи, нам оставалось ждать всего ничего. А ждали мы в Шоколаднице (Шереметьево), как же классно, что она там есть:). Обожаю их блинчики и всем сердцем люблю облепиховый чай! Его я и пила в ожидании посадки, Эмиль отказался, пил свою водичку, и сна не было ни в одном глазу! Несколько раз он укладывался на диванчик, возился, но так и не заснул, а мы и не настаивали, ведь предстоял долгий полет, пусть лучше в самолете и спит))). В итоге сынок вырубился в коляске, когда мы уже стояли в очереди на регистрацию.
Конечно, при посадке в самолет Эмиль проснулся, вполне в настроении, все ему было интересно, я уже мысленно настраивалась на вполне ожидаемые его капризы и нытье, пыталась вспомнить, все ли развлекалки мы взяли, но, наверное, Бог бережет нервы беременных женщин, потому что спустя час Эмиль уснул, и мы вместе с ним:). Проснулись буквально за 3-4 часа до посадки, так что для нас перелет в Мексику оказался абсолютно не страшным.
Здесь хочу дать один очень дельный совет: если вы решились лететь с малышом на подобное дальнее расстояние, не поскупитесь и купите ему отдельное кресло в самолете! Да, это значительно увеличивает стоимость поездки, мы и сами раздумывали брать или не брать ему кресло, но, сев в самолет, мы поняли, что сделали верный выбор, Эмилю было комфортно на своем отдельном месте, и я даже не представляю, как бы трудно пришлось нам без него.
Что же касается развлекалок, припасенных в дорогу, они все же пригодились, что-то на самом курорте, что-то на обратном пути. Я проштудировала несколько форумов до поездки, искала, чем же занять ребенка во время перелета, так что подготовились мы основательно. Главный принцип здесь - все игрушки и развлекалки должны быть новыми для малыша, т.е. он должен видеть их впервые, чтобы они могли занять его на какое-то время. Конечно, если у вас есть проверенные игрушки, в которые ребенок точно "окунается" надолго, берите их! У нас таких почти не было, взяли только несколько любимых машинок и звездного мишку, с которым Эмиль спал (история о мишке позже). Ну и, разумеется, айпэд:). В год и восемь Эмиль уже прекрасно в нем ориентировался, у него были любимые игры, так что айпэд в таких случаях прекрасно срабатывает, если, конечно, вы в принципе даете ребенку в него играть. Мы даем.
Итак, мы в Мексике. Насчет питания каких-то особых замечаний у меня нет, отель - превосходная пятерка с оллинклюзивом, меню разнообразное, и для взрослых, и для детей всегда есть, что поесть))). Правда, на завтрак каша всегда была одна и та же - овсянка - но Эмиль ее любит, поэтому тут тоже ноу проблем.
Эта поездка была достаточно активной, мы брали в прокат машину, и путешествовали самостоятельно. Побывали в большом экопарке, где Эмиль пришел в восторг от бабочек, черепах, попугаев и другой живности; ездили на майянские развалины и в долину синотов, подробнее обо всем этом в моем посте о Мексике, можно найти в архиве. Но главным впечатлением для ребенка было, конечно же, его любимое "моэ" (море)! Эмиль купался, строил песочные замки, кормил рыбок... на пляже мы проводили практически весь день, прерываясь только на еду в ресторане. Трюк с радионяней в этот раз не прошел, т.к. территория отеля просто огромная, куча корпусов, бассейн от нашего корпуса был на таком расстоянии, что радионяня бы не взяла сигнал. Поэтому мы устраивали Эмилю дневной сон прямо на пляже, реже у бассика, и всем было удобно и хорошо:). Вот в один из таких пляжных дневных снов мы и забыли в шезлонге нашего звездного мишку (я обещала небольшую историю о нем), обнаружили пропажу только вечером, Эмиль засыпал с ним. Думали, будет скандал, но, наверное, малыш так устал за день, что спокойно уснул без мишки. Мы все же предприняли попытки его найти, обращались на ресепшен, расспрашивали персонал на пляже, но безрезультатно. Так мишка стал мексиканцем, а у Эмиля по приезду домой появился новый друг - тигр, с которым он сейчас не только спит, но и таскает с собой повсюду))). Говорят, если у малыша есть такой друг-игрушка, это очень полезно и хорошо, я склонна верить:).
Во время этой поездки Эмиль начал говорить много новых слов, так интересно было наблюдать это. Он даже научился приветствию на испанском - "Ола", и невероятно мило отвечал местным, когда те с нами здоровались))). Еще Эмиль в этот раз уже смог оценить мини-диско в отеле, мы ходили туда каждый вечер, первые 2 дня он стеснялся и просто сидел в сторонке, ну а потом освоился, к концу отдыха зажигал там вовсю и даже повторял движения за аниматорами.
И пару слов о смене часовых поясов: вот правда, для нас взрослых смена далась труднее, чем для ребенка. Эмиль как-то за день адаптировался к новому времени, мы же дня три, наверно, привыкали. И все равно, все 2 недели мы вставали в 7 утра (что для меня вообще ни в какие ворота, а тем более в отпуске) и ложились вечером в 9-10 часов, при этом прекрасно себя чувствовали.
Обратный перелет не запомнился ничем особенным, спали мы, конечно, уже не весь полет, но тоже достаточно. Т.к. для Эмиля было куплено отдельное кресло, порцию самолетной еды он тоже получал свою собственную, и мы, пользуясь случаем, брали несколько видов обедов/ужинов (в самолете их обычно предлагают 2-3 на выбор), а там уже кому что нравится. По прилету пару дней мы провели в Москве, после чего укатили, точнее улетели  домой.

Наша коляска-путешественница, была с нами в Москве, Египте и Мексике

Эмиль наблюдает за морскими черепахами, Мексика, март 2013

Мексика, март 2013

В долине синотов, Мексика, март 2013

Отжиг на мини-диско, Мексика, март 2013

Ну что, пора закругляться, пост и так получился очень длинным, если вы еще читаете, спасибо:))). Нужно, наверное, сделать какой-то подытог всего вышеописанного, я просто скажу свое субъективное мнение о путешествиях с детьми. Часто слышу: какой толк ездить с детьми, они все равно ничего не запомнят и не вспомнят. Ну и что? Мы ведь берем Эмиля не для того, чтобы он обязательно это запомнил, а потом, спустя много лет, как теорему, рассказывал нам, где он был и что видел. Нет, мы берем его просто потому, что нам так хочется, и нам кажется, что так лучше для всех нас:). Возможно, он ничего не запоминает, но воспринимает! Это сто процентов! Путешествия расширяют кругозор, факт, даже сейчас, перечитывая этот пост, я осознала, что в каждой нашей совместной поездке происходило что-то интересное в развитии и эмоциях Эмиля))). Но! Я ни в коем случае не хочу сказать, что нужно всюду и везде таскать с собой детей! У нас были поездки и без ребенка, бывают такие обстоятельства, когда его совершенно не нужно брать. Решать вам, в любом случае:). Я лишь перечислила плюсы и минусы, и как это происходило у нас, и я буду очень рада, если кому-то мой пост и наш опыт поможет.
Я не знаю, каким будет наше следующее путешествие, более того, я даже не знаю, когда оно будет (что меня не очень-то радует, потому что я ужас как хочу куда-нибудь поехать:)), но я точно уверена в одном - возьмем мы с собой детей или решим поехать без них, это будет верное решение, верное для нашей семьи!:)
Отличных вам путешествий и незабываемых эмоций))).

1. у нас вариант, думаю, только поезд или недолгий перелет, так как уже через двадцать минут Владу начинает рвать, или ей становится скучно, и тут уже никакие развлекалки не помогают. Настраивались летом поехать на машине, но практика поездок даже за город показала, что это дохлый номер. Получался день отличного путешествия и незабываемых эмоций в кавычках)))))) Но согласна, что путешествие с ребенком полезно, и вообще в принципе можно исключить все доводы хотя бы потому, что мне вообще трудно представить, что мы поедем без Влады. И не из-за того, что я такая правильная мать, просто реально уже через несколько часов начинаешь скучать и жалко ее - ребенка, у которого на устах ма-ма, па-па: дверь где-нибудь хлопнет, она сразу па-па, видет машину чужую - па-па. Или если нас нет обоих пару часов ищет нас. Мааааааленькая))) Поэтому тоже за совместный отдых. Особенно хорошо, когда это такой положительный опыт как у вас:) надеюсь, и у нас не все потеряно еще))))

1. конечно, не все потеряно, все только впереди, наоборот!)))) да, согласна, тяжело все-таки морально оставить малыша, мы когда зимой летали в Москву, на 3 дня буквально, но Эмиля не брали, как-то сердце не на месте, конечно...И в то же время, нам хочется поехать как-нибудь одним отдохнуть, вдвоем или компанией друзей, но когда это будет пока даже и не знаю))). Насчет укачивания, мне советовали лекарство Драмина, не знаю, со скольки оно лет, но можешь посмотреть, говорят, прям хорошее:)

2. фото "Эмиль наблюдает за морскими черепахами")))) обожаю такие моменты, когда дети так сильно радуются:))

3. Спасибо за заметки! Вы были в начале апреля в Домбае? Не могли бы подсказать, какая там погода стояла и как вы одевались? Собираемся с малышом посетить Домбай в конце апреля :)